ДНЕВНИК MASTERSKAYA
ДНЕВНИК MASTERSKAYA
ДНЕВНИК MASTERSKAYA
ДНЕВНИК MASTERSKAYA
ДНЕВНИК MASTERSKAYA
ДНЕВНИК MASTERSKAYA
05. 05. 2021
Александр Симчук

Как провалиться на сцене (и как добиться успеха)

Опыт артистов Masterskaya
Волнение перед концертом переживают все музыканты. За исключением разве что роботов, голограмм и мертвецов. Так что это совершенно нормально: волнуешься — значит живой.

Дрожь в коленках и холодный пот приходят и к новичкам, и к опытным артистам. Ведь у каждого был опыт дурацких позорных фейлов перед публикой. Провал — это всегда как в первый раз: больно и смешно. Но чем больше провалов — тем больше опыта, а значит тем больше уверенности и профессионализма. Чтобы высоко взлетать, необходимо хотя бы парочку раз с треском провалиться.

Мы поговорили с музыкантами Masterskaya про их первые шаги на сцене, первые провалы и первые настоящие успехи. А также попросили дать совет начинающим артистам: что делать (и чего не делать), чтобы выступление прошло на отлично.

Спойлер: нужного много работать и хорошо готовиться. А вы как думали?
Masterskaya запускает проект СЦЕНА!

Пока все сцены страны закрыты из-за локдауна, Дом Культуры Мастерская вместе с Becherovka создает собственную! И приглашает молодых и опытных исполнителей раскрыть себя самым выразительным для музыканта способом — живым выступлением, и стать лидером новой лайв-сцены своего города!

Харьков, Днепр, Одесса, Черновцы и Львов — в каждом из городов жюри и зрители выберут одну группу, которая поедет в Киев и поборется за главный приз — 50 000 гривен на запись собственного альбома в Мастерской — одной из лучших студий звукозаписи Украины!

Подробнее
constantine
Constantine — один из самых смелых и небанальных артистов в украинской поп-музыке. Он наделал много шума в 2016-м на шоу «Голос країни», откуда его сразу же забрала к себе Masterskaya. За плечами у Константина сотни выступлений и три альбома. Четвертый уже виднеется на горизонте.

Помню очень провальное выступление на экзамене в институте Глиера. Я был простужен, а песни для полугодичного отчета выбирались сложные. В зале всегда сидят педагоги, которые выносят вердикт, студенты, родители и все желающие. И вот вроде бы я справился с задачей кое-как… но эта последняя нота!!! В общем, посреди эпичной коды у меня срывается голос и раздается неуместный кикс, а затем пауза в зале. В момент становится очень смешно от случившегося, я смотрю в зал и понимаю, что не мне одному. Через пару секунд уже никто не мог сдерживать смех. И почему потом мне было не стыдно?

А вот одно из самых успешных выступлений было на «Голосі Країни» во время слепых прослушиваний. Помню, как боролся с волнением… Думаю, помог маленький ритуал. Я представил, что всем в зале, всей команде и всем, кто будет смотреть это выступление, я дарю много красивых роз без шипов. Представил, как люди эти розы принимают и радуются. В груди сразу же появилось чувство любви и благодарности! Это отлично сработало. Сейчас тоже практикую такое.
Я бы посоветовал молодым артистам ответить себе на вопросы, зачем они занимаются тем, чем занимаются. Что именно делает вас счастливыми в этой профессии? В чем ваша миссия? Мне в свое время эти простые вопросы очень помогли. Для меня главное — это сам процесс, здесь и сейчас. Я счастлив, когда мы с командой дарим людям праздник, вдохновляем или плачем вместе — это и есть моя миссия! В такие моменты общение с публикой само собой получается естественным. А волнение это хорошо, значит вы живы. Главное не загоняться.
Алена Карась
(ТОНКА)
Инди поп-группа ТОНКА выстрелила в 2019 году, покорив слушателей свежим современное звучанием, нетривиальными экспериментами и цепкой украиноязычной лирикой. В составе группы — участница восьмого сезона «Голоса країни» Алена Карась, экс-фронтмен группы MAiAK Ярослав Татарченко и ударник Денис Швець. В мае группа ТОНКА презентует новый ЕР «Плач» на музыкальном издательстве Masterskaya.

Моя концертная деятельность началась довольно рано, поэтому историй провалов и неловкостей хватит на целую книгу! С меня слетал плохо прикреплённый парик, отпадали части костюмов, выключался свет в концертном зале, плохие световые приборы поджигали одежду моих музыкантов… Но ничего не сравнится с факапами на открытых плащадках. Залетевший в рот комар, который мешает петь — это лишь цветочки. Однажды на меня напал гигантский шмель, он целился прямо в мое лицо и уверенно летел к своей цели, я постаралась его отмахнуть, и отмахнула прямо в своё декольте! Песню так и не смогла допеть, оставшееся время на сцене я в конвульсиях пыталась избавиться от насекомого под одеждой. Выглядело наверное смешно, чувствовалось ужасно.
Маленькая Алена исполняет «Тигренок»
Отключился микрофон :(
Классных выступлений тоже было много, но одним из самых ярких и успешных по моим ощущениям — вспоминается концерт на Kurazh Bazar. Это был первый концерт группы Тонка после карантина. Я смотрела со сцены на людей и хотелось плакать от счастья. Музыкантам столько всего пришлось осознать за это время, пересмотреть свои ценности, переосмыслить своё творческое существование. В тот день, я как будто заново родилась. Это была не игра в артиста, а действительно честный, откровенный концерт.

Волнение — это классная штука, которая тоже может добавлять новых, вдохновляющих красок в выступление. Главное, чтобы оно не становилось деструктивным для вас. Я, если чувствую, что волнуюсь ту мач — сразу же стараюсь убрать излишнюю важность с этого события, стараюсь перестать ожидать чего-то от концерта, ожидать какой-то реакции от аудитории. Лучше всего мне помогает разговор с самой собой. Когда вспоминаю, почему я на самом деле занимаюсь музыкой и какими были мои намерения, когда я издала первый звук — остаётся только желание петь, ведь это то, что я люблю больше всего на свете. И тогда фокус внимания переводится с результата на процесс, и всё становится на свои места.
Егор Гавриленко
(THE LAZY JESUS)
Егор Гавриленко отметился в группе [O], а недавно запустил сольный проект The Lazy Jesus, в котором делает взрывоопасный микс из хип-хопа, джаза и нетривиальной электроники.

Одно из самых фейловых выступлений случилось еще детстве, в музыкальной школе во время академконцерта. Они проходили в весьма серьезной обстановке. Все ученики выходили на настоящую сцену в актовом зале и играли произведения великих классиков. У меня был такой шок от всех этих масштабных движений для моего детского сознания! Когда я на сцене сел за рояль, мне просто напрочь отбило память, и я никак не мог вспомнить вступление. Я раза два начинал наобум клацать пальцами по клавишам, надеясь на мышечную память. В результате пару тактов моего интро все же прозвучали в авангардной импровизационной форме.
Выступление с Гапочкой
Выступление с джазовым квинтетом в Житомире
Одним из первых реально успешных выступлений было на всеукраинском джазовом конкурсе в Донецке, в мои далекие училищные годы. У меня была моя джазовая банда, где мы играли всякий современный джазок. Финал конкурса проходил в филармонии на следующий день после первого дня участия, куда жюри видимо отобрало всех, кому решили давать награды. И вот мы стоим на сцене после того, как отыграли свою неистовую дичь, и ведущий концерта объявляет что мы получили 1-е место чуть ли не во всех номинациях! Как группа, за лучшую аранжировку, лучший басист, гитарист, саксофонист, барабанщик! Я стою в эйфории, и во мне несутся мысли «Так оказывается, я офигенный тип! Не могу в это поверить! Закусите все!» :)

Кстати, на том же конкурсе я впервые услышал Сурена Томасяна (Mama13) с его бандой, с которой он играл музон куда покруче нашего, но видимо оргкомитет был нацелен раздавать награды приезжим, а не местным героям.

Думаю, волнение это норм — ибо тебе подкидывается хорошая доза адреналина в кровь! Что весьма хорошо может сказаться на энергетике твоего выступления. Советовал бы молодым артистам ничего не употреблять перед выходом на стейдж, чтобы не находится в иллюзии того, как классно все идет, а на самом деле нет.
Сурен Томасян
(MAMA13)
Сурен — гитарист Дорнабанды, саундпродюсер, автор и исполнитель. Его музыкальный опыт очень разнообразный: начинал он с тяжеляка, потом увлекся джазом, а сейчас эксперименирует в своем сольном проекте Mama13.

Дурацких ситуаций на сцене было много, от них не застрахуешься. Помню, саксофонист один раз в тупую забыл бутылку воды внутри саксофона. Вышел на сцену, а звук какой-то странный. Ну ничего, вытащил бутылку и продолжил играть. Бывало, плейбек рассинхронизируется на полтакта — приходится как-то импровизировать или забалтывать. Это нормальные будничные факапы. Не нужно их бояться.
Из архива Сурена Томасяна
Нужно много репетировать! Понимать свои слабые места и прорабатывать их, чтобы появилась уверенность. А вот когда выходишь на сцену — есть такая фишка — нужно все это забыть. Отдаться потоку и идти на автомате.

Помню, вот такой «поток» у нас отлично получился на Kurazh Bazar. Шикарный концерт! Я вообще люблю импровизировать, фристайлить — и там меня очень хорошо понесло, особенно между песнями.
То самое выступление на «Кураже»
юю
Юля Юрина прославилась в дуэте YUKO, который играл смесь фолка и электроники, но вообще-то не влезал ни в какие жанровые рамки. Сейчас она запустила сольную историю под вывеской ЮЮ, и ее первый клип «Молоко» вызвал у публики целую бурю противоположных эмоций, от снобского негодования до удивленного восторга. Впрочем, Юле не привыкать менять образы, ведь на сцене она с самых малых лет.

Мне запомнился мой самый первый факап на сцене. Мне было 6 лет, я вышла на сцену в концертный вечер для детей из оздоровительного санатория в Анапе. В этот день у детей был праздник Нептуна и все переоделись в различную нечисть. Я вышла на сцену петь грустную песню про «Лебедушку», зал был хорошо освещен, и я видела всех этих вампиров, ведьм, леших и водяных. Я так сильно разнервничалась, что на втором куплете песни меня стошнило прямо на сцене. Я расплакалась и убежала с выступления домой!
Не существует универсалього рецепта успешного выступления. Только кропотливая подготовка и долгие репетиции. Сцена — огромное зеркало, через которое видно тебя как человека, твое состояние и мысли. Мой совет — не выдумавать и делать, как чувствуешь. Нет рецептов от переживаний или нервов. Кто-то целует сцену, кто-то проводит ритуалы, кто-то аккумулирует энергию перед выходом. Если ты веришь, что тебе это поможет и успокоит — делай. Главное, за сценой и на сцене будь собой.
Если во время прочтения этого материала тебя настигла непреодолимая ностальгия за живыми выступлениями, тебе пора на «СЦЕНУ»!
На СЦЕНУ!
ЧИТАТЬ ЕЩЕ
ЧИТАТЬ ЕЩЕ
ЧИТАТЬ ЕЩЕ
ЧИТАТЬ ЕЩЕ
ЧИТАТЬ ЕЩЕ
ЧИТАТЬ ЕЩЕ