ДНЕВНИК MASTERSKAYA
ДНЕВНИК MASTERSKAYA
ДНЕВНИК MASTERSKAYA
ДНЕВНИК MASTERSKAYA
ДНЕВНИК MASTERSKAYA
ДНЕВНИК MASTERSKAYA
22. 04. 2020
Ника Барциховская
Дикая десятка:

Обложки, которые мы не заслужили

Мастер художественных решений Мастерской Ника показала 10 любимых музыкальных обложек и рассказала, почему каждая из них заняла место в этом списке. Здесь есть все: от политического искусства, игры в бисер до фольклора и психоделического арт-деко.
Времена меняются, возникают новые музыкальные жанры и эстетические вызовы. Сейчас обложка музыкального альбома может быть любой: привлекательной или отталкивающей, броской или сдержанной, выверенной или хаотичной. Она может просто служить оформлением альбому, а может расширить его смысловое поле. Для меня есть всего один решающий критерий — то чувство, когда ты жадно глядишь на картинку, а она ускользает от тебя. Потому при всем стилистическом разнообразии у моих любимых обложек есть всего одна общая черта — странность.
by Róisín Murphy
ft. Ali Love
Jacuzzi
Rollercoaster
2018
Сумасшедшая обложка — одновременно обскурная и сексуальная, очаровательная и уродливая. Ройшин Мерфи уже много лет сотрудничает с нью-йоркским дизайнером португальского происхождения Браулио Амадо, основателем BAD studio. Своими громкими композициями, шумными градиентами, рукописными шрифтами его работы часто отсылают нас к польской школе плаката. Но их детскость и свобода от чрезмерной эстетизации как бы намекают, что Амадо был метамодернистом до того как это стало мейнстримом.
by Bjork

Bjork

1976
Давайте признаемся: когда мы слышим, что Bjork выпускает новый альбом, то сразу представляем на обложке историю о post-human-world. Жемчуга неправильной формы, инопланетная флора и обладающие сознанием минералы — словом, все разнообразие органической жизни после антропоцена. Bjork — идеальный пример того, как твоя эксцентричность может сделать тебя предсказуемым.

Свой дебютный альбом певица выпустила в 11 лет, и его обложка совсем о другом. Здесь мы видим маленькую девочку северной народности в таинственном восточном антураже. И в этот момент она — загадка не только для мира, но и для себя самой.
by Muslimgauze

Return of black September
1996
Музыка Брина Джонса — это всегда политические искусство. Большинство композиций Muslimgauze были созданы под влиянием конкретных исторических событий в странах Среднего Востока, посеявших скорбь и террор во всем мире. И если политические взгляды музыканта для нас однозначны, то его музыка — совсем другое дело, она странная, темная и тягучая.
В обложке использована фотография чешского фотографа-документалиста Йозефа Куделки. Высокий контраст превращает пса, резвящегося на снегу, в жуткое потустороннее существо. Изображение и название альбома рифмуются на эмоциональном уровне, но не на визуальном. И это очень важно для альбома, который является еще и политическим высказыванием.
by Sonic Youth

Daydream
Nation
1988
Ким Гордон, басистка Sonic Youth и «единственная девушка в рок-группе», никогда не проводила черту между музыкой и визуальным искусством. Она работала со знаменитым галеристом Ларри Гагосяном, участвовала в съемках фильмов Энди Ворхола, внедряла перфомансы в живые выступления группы, а позже реализовалась как художница. Кураторские амбиции Ким обеспечили группу замечательной коллекцией. Из обложек Sonic Youth мог бы получиться комикс о субъективной истории искусства 80-х: здесь и зарисовки Реймонда Петтибона из криминальной прессы, и жуткие набивные игрушки Майка Келли, и многие другие.

В этом ряду «Свеча» Герхарда Рихтера — особенная работа. Она лишена социальной проблематики, политики и вообще любой конкретики. Из-за нереального света и легкого сфумато пространство, окружающее свечу, кажется зыбким и непрочным. А еще 9-й трек на этой пластинке называется Candle).
by Dead Can Dance

Dionysus

2018
Dead Can Dance — настоящие антропологи. Они собирают воедино всевозможные техники звукоизвлечения, формы фольклора и магии, возвращают к жизни забытые музыкальные инструменты, а потом исполняют все это в мраморных античных театрах. Яркие орнаменты бисера, зияющие глазницы — здесь нет ничего, что могло бы отвлечь вас от игры в гляделки. Думаю, если на древние ритуалы раздавали флаера-проходки, они выглядели бы как эта обложка.
by New Order

Blue
Monday
1986
Эта культовая обложка принадлежит руке Питера Сэвилла. Он был дизайнером-оформителем и сооснователем импринта Factory Records, который выпускал Joy Division, Happy Mondays, Cabaret Voltaire, и поддерживал прогрессивную независимую музыку.

Минимализм в работах Сэвилла всегда граничит с тайной — с обложек впервые исчезают названия групп и альбомов. В этом случае текст на обложке (FAC 73 BLUE MONDAY AND THE BEACH NEW ORDER) превратился в цветной код на плашке и разобраться с ним можно было только два месяца спустя, когда вышла следующая пластинка Power Corruption And Lies с кругом-дешифровщиком во вложении.
Важно понимать, что в 1983 году, на момент выхода сингла Blue Monday, мир вычислительных машин и компьютеров был еще далек от привычного быта и воспринимался людьми как нечто очаровательное и загадочное. Питер Сэвилл создает конверт по образу и подобию гибкой дискеты с ее продолговатыми и круглыми прорезями, и эта техногенная эстетика очень точно подчеркнула новое электронное звучание группы.

Существует легенда, будто в производстве этот конверт был настолько дорогим, что лейбл буквально терял 5 центов от каждой проданной копии.
by Electic Wizard

Wizard bloody
wizard
2017
Обложки Electric Wizard всегда полны всякого рода эксплойта — кровь, оккультные артефакты, кровь, образы монашек, обессиленные обнаженные девушки и еще реки крови. В оформлении эти картинки для взрослых сопровождаются фрактурами и заигрыванием с нацистской эстетикой, эпохой Чарльза Мэнсона и шрифтами в духе психоделического арт-деко. Я люблю такой «низкий стиль» за то, что, при наличии иронии, он позволяет откровенно говорить обо всем, что беспокоит нас в массовой культуре.
by DIIV

Oshin

1986
Эта обложка объединяет в живое целое несколько визуальных языков, но меня особенно впечатлил ее центральный образ. Это первобытная и сильная графическая история, не похожая ни на что из того, что мне приходилось видеть прежде. Оказалось, это изображение создал Киакшук, инуитский скульптор и график из Канады. В свои 70-ть он овладел техниками гравюры и напечатал серию принтов об онтологии своего народа — силах природы и духах, животных и шаманах.
Как это часто бывает, истории о невероятных произведениях сопровождаются невероятными историями об авторских правах. Группа DIIV таковыми не обладала, потому после юридических споров пришлось изъять тираж из оборота и сделать новый конверт. Визуально эти работы очень близки, однако, их различает острота опыта, который мы испытываем как зрители.
by Rocco Siffredi

Per Aspera
ad Astra
2019
Романтик Vakula создал свою эротическую Одиссею электронной музыки. В иллюминаторе головного отсека можно разглядеть командиров корабля: Nina Kraviz, Peggy Gou, Dj Nastia и the Black Madonna — всю передовую современной танцевальной музыки. Эта иллюстрация наделала много шума, но мы не станем комментировать ее этическую сторону. Чем она ценна для нас? Своей чудовищной композицией! Здесь все подчиняется примитивной диагонали под 45 градусов, основные пятна рассажены по углам, а перспективы не существует вовсе. Эта обложка начинает мне нравиться, когда я представляю, что ее создал подросток, начитавшись комиксов Мебиуса и Мило Манара.
by BRZ Mexanika

Фантастика

1986
Просто фантастика.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ
ЧИТАТЬ ЕЩЕ
ЧИТАТЬ ЕЩЕ
ЧИТАТЬ ЕЩЕ
ЧИТАТЬ ЕЩЕ
ЧИТАТЬ ЕЩЕ