ДНЕВНИК MASTERSKAYA
ДНЕВНИК MASTERSKAYA
ДНЕВНИК MASTERSKAYA
ДНЕВНИК MASTERSKAYA
ДНЕВНИК MASTERSKAYA
ДНЕВНИК MASTERSKAYA
22. 04. 2020
Никита Яковлев
Концертный директор Ивана Дорна и KALUSH:

Как организовать тур музыканту?

Катерина Малюкова, концертный директор Ивана Дорна и KALUSH рассказала про все-все, на что стоит обратить внимание, если у вас — тур.
Итак, у вас тур
Что делать? Как все правильно организовать, чтобы не хвататься за голову? Для начала, нужно определиться с форматом работы по проекту. Есть несколько вариантов:
Команда артиста организовывает тур самостоятельно
Такое бывает очень редко. В Украине я знаю только два случая: это мы (Иван Дорн) и группа «Океан Эльзы».

Плюсы: зависишь только от себя. Буквально, делаешь, что хочешь. Не нужно искать компромиссы с организатором или промоутером.
Работа с промоутером
Работа с промоутером. Промоутер — человек, который организовывает концерт или тур.

Плюсы: у промоутеров есть своя команда, подрядчики, своя менеджерская группа. Процессы у всех налажены. А вы — только согласовываете и принимаете решения.

Минусы: отсутствует креативная канва и «свобода».
Работа с площадкой
Есть площадки, которые не просто сдаются в аренду, но и также занимаются организацией концертов под ключ.
Работа с амбассадорами
Амбассадоры – это люди которым нравится твоя музыка, и которые готовы ее поддержать.
У меня был случай, когда я пришла в очень большое музыкальное агентство, которое входит в топ-5 в мире. Я сказала: «Смотрите, вот артист, он классный. Давайте работать». И моментально получала ответ: «Да, он классный. Но я не люблю такую музыку. И я не знаю, чем я вам могу помочь».
И это очень честно. И очень правильно.
Ищите человека, которому понравится ваша музыка. Который поставит ее на радио, сделает на нее ремикс, который будет крутить ее в своем клубе, предоставит площадку, который выкопает твою музыку и напишет о ней.
КАК ВЫБРАТЬ ПЛОЩАДКУ?
Вот список критериев, на которые стоит обратить внимание при выборе:
Вместимость
С помощью бесплатных инструментов в Instagram, Apple music, Facebook вы можете проанализировать вашу аудиторию: кто эти люди и где они живут. Даже социальный статус может помочь при выборе площадки.
Расположение
Центр города, культурное место или андеграунд-площадка — это тоже зависит от целевой аудитории.
Имиджевая составляющая.
Да-да, площадка — это тоже часть вашего имиджа. Изучите, кто из музыкантов раньше выступал на этой площадке. Мне, например, важен эффект новизны. За счет нового места, я смогу выделить артиста, подчеркнуть его уникальность.
Технические возможности
Изучите, что уже есть из требуемой техники на площадке, и есть ли технические возможности для дополнительных требований.
Финансовая рациональность
Иногда выгоднее взять более дорогую площадку, на которой уже есть требуемое оборудование и персонал. Либо же наоборот, взять ангар и туда завезти всю технику, поставить бары и зону кейтеринга (и дополнительно на этом заработать).
фото: Оля Zitch Закревская
Логистика
Основные виды логистики

Для тура их всего несколько:

  • Автобусы
  • Ж/Д
  • Авиа
Дорога — это всегда тяжело
Ночные переезды, утренние вылеты и прочее вызывают недосып, высыпания (на коже), перенапряжение связок из-за отсутствия отдыха.
Главное — найти баланс
Если вы менеджер или концертный директор, то надо четко понимать силу и способности артистов выдерживать такую нагрузку. В выборе транспортного передвижения, нужно найти баланс между комфортом, самочувствием артиста и финансовыми показателями.

Для передвижений на небольшие расстояния, до 300 км, я советую выбирать автобусы. На большие — ЖД.
Рекламная кампания
Чтобы грамотно продумать стратегию продвижения, проделайте следующие шаги:
Начните с портрета слушателя
Кто он(а)? Где они проводят больше времени, что смотрят, куда ходят? В этом вам помогут социальные сети и аналитика со стриминговых платформ: Instagram, Facebook, Itunes, Youtube, Spotify.
Придумайте нестандартные идеи для промо
К примеру, challenge или флешмоб – это отличный вариант для вовлечение фанбазы. Пока вы интересны – ваша аудитория живая и горячая. Опять таки, именно они – амбассадоры вашего бренда.

Найдите бренд/площадку для коллаборации.

Чем ярче и нестандартнее ваша идея, тем больше шансов, что вас заметит пресса. Например, вы можете собрать фанатов и вместе убрать мусор в лесу. А потом – организовать пикник и тд.
Рассчитайте маркетинг-бюджет для кампании тура
В среднем, это 10-20% вала от продажи билетов. То есть, нужно посчитать количество мест на площадке и умножить на стоимость билетов. Получается вал билетов при солд-ауте. И от 10 -20% этой суммы вы должны вложить в рекламу.

Если вы будете использовать наружную рекламу в рекламной кампании, то тогда цифра может дойти до 30%. Но вы должны понимать где она нужна, а где нет. В Киеве, зачастую, билеты продаются в диджитале, а наружная реклама — это имиджевая составляющая. Либо же инструмент для более взрослой аудитории. Все зависит от артиста.
фото: Оля Zitch Закревская
Продажа билетов
Есть несколько вариантов продажи билетов:
Продажа с помощью собственной платформы
Плюсы: вы не зависите от подрядчика, не платите комиссию.
Сотрудничество с билетным оператором
Плюсы: когда вы работаете на эксклюзиве с одним оператором, у вас будет более сниженный и минимальный процент.
Работа с несколькими операторами
Этот вариант я всегда выбираю в регионах
РАЙДЕР АРТИСТА
Бытовой райдер
— это список того, что необходимо артисту во время концерта / тура. Бытовой райдер может включать в себя напитки, еду, обязательные вещи, без которых артист на выйдет на сцену.
Технический райдер
— это список техники, который необходим для выступления. Его запрашивает площадка у артиста
Просьба для артистов: не усложняйте райдер. Если вы молодой инди-артист, не стоит указывать обязательным пунктом бутылку Hennessy xo. Если вам нужен виски, так и напишите — виски. Организатор свяжется с вами и уточнит, какой именно.
Катя Малюкова, концертный директор Ивана Дорна
У нас в райдере есть пункты, которые вызывают у организаторов смех, удивление и непонимание. Например, носки. Обычно летом – это короткие белые, а зимой длинные черные. Просто когда парни находятся в активном туре, они теряют носки и не успевают их стирать.

Еще мы прописали магниты. Чтобы помнить, в каких городах мы выступали.
ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Про них все думают в последнюю очередь, хотя надо обсуждать сразу.
Контракты
Все договоренности важно прописать в контакте. Надо заключать их с подрядчиками, с площадками, с промоутерами, с артистами, с организаторами.

Контракты нужно вычитывать. Не экономьте на этом время. Фиксируйте все-все детали: даты, города, условия форс-мажоры. Это все супер-важно!
Оплата
Многие не знают, что контракт не является действительным, пока по нему не проведены деньги. То есть, все договоренности и райдер не имеют никакой юридической силы, пока по контракту не проведен платеж. Вам могут подписать все что хотите, но вы не от чего не застрахованы.
Роялти
С каждого публичного концерта, артист через организации по сбору авторских отчислений (в Украине это УААСП, в России РАО) должен получать 5% от вала проданных билетов. Есть практика, когда организаторы просят подписать бумагу об отказе от этих сборах авторского права. Вы имеете право не подписывать эти бумаги. И я вас призываю: пожалуйста, не подписывайте. Не нужно плодить эту допотопщину. Все должно быть легально!
ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ФОРС МАЖОРЕ
Всегда важно говорить с людьми.
Если случилась проблема, не надо уходить в себя или строить план Барбаросса. Донесите это до людей, до организаторов, до артиста, до аудитории. «У нас технические сложности, но мы делаем все чтобы их решить. Начало концерта переносится на час. Подождите пожалуйста, мы вас очень любим».
Всегда надо продолжать действовать.
Можно просить о помощи. Это так просто. И никто этого не делает. Из любой ситуации всегда есть выход.
Примеры форс мажоров
  • Нарушение логистики
  • Здоровье музыканта
  • Пропал организатор
  • Не соблюдены условия райдера
фото: Оля Zitch Закревская
Про любимую проблему в туре:
Дело было во Львове, во время нашего первого тура с Ваней Дорном. Это было кризисное время, когда практически никто не решался на туры. Доллар прыгал, гривна обесценивалась. Мы начинали продавать билеты, когда доллар стоил 10 гривен, а во время первого концерта доллар уже был 28. Мы просто смотрели на цифры в обменниках и смеялись. Знаете, этот панический смех, когда уже ничего не остается делать?
Так вот, мы выступали во Дворце Спорта, где не было гардероба. А был март. Холодно. Организаторы нас уверяли, что все будут прыгать в куртках, но мы твердо решили: гардероб нужен.

И … построили гардероб за свои деньги. Поставили бабушек. Мы взяли максимально большой гардероб, но и его не хватило — тысячи людей, не шутка ли?

В какой-то момент, когда места уже закончились, бабушки не выдержали давления, кинули куртки и сказали: нет, мы не будем так работать. И просто встали и ушли. Я и мой напарник Андрей, как лучшие менеджеры, взяли все в свои руки, и встали в гардероб. Просто обслуживали людей. Мы конечно могли наслаждаться концертом, но в тот вечер наслаждались гардеробом. Мне даже кто-то чаевые хотел дать, что бы я его куртку быстрее повесила.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ
ЧИТАТЬ ЕЩЕ
ЧИТАТЬ ЕЩЕ
ЧИТАТЬ ЕЩЕ
ЧИТАТЬ ЕЩЕ
ЧИТАТЬ ЕЩЕ